"Сапожные" секреты - neznaykanalune

Перейти к контенту

Главное меню:

"Сапожные" секреты

Корешки > Дегустация > 2017
1 февраля 2017 года
AGAiN - EIQ FirewallAnalyzer 3.2.10 kg

Предисловие от 1 февраля 2017 года. Данная статья была размещена на сайте еще 4 января 2015 года, но в другом разделе, который расформировывается в связи с логическим упорядочиванием. Потому сегодня она снова всплывает, но уже в новом разделе, и как буд-то в первый раз.

Все, рожденные после 1990 года, вряд ли оценят это "сапожное" откровение, просто потому, что речь в нем пойдет о явлениях и событиях, которые ушли из жизни бывшего советского человека навсегда и безвозвратно приблизительно в начале двухтысячных. Уходили они из жизни по территории бывшего СССР неравномерно, и именно поэтому двухтысячные названы приблизительными. Вполне возможно, что где-то какой-то отставной "сапожник" и по сей день способен кое-что продемонстрировать, и имеет в своем распоряжении рабочие механизмы для этого. Возможно, но маловероятно, так как обеспечить сохранность демонстрируемого материала столь длительное время очень и очень не просто. Демонстрируемый материал очень нежный и требует заботы и постоянного внимания.

Сегодня любой и каждый может взяться с умным видом порассуждать о чем угодно, и ничего ему за это не будет. Но для пущего авторитета желательно бы предварительно предъявить несколько верительных грамот, ксив, заверенных солидными печатями, которые докажут, что ты не просто в кожанном пальто, а право имеешь. И у меня, совершенно кстати, завалялась такая "корочка".


Удостоверение...
... киномеханика 3 категории


Только совсем далекий от мира кино человек, как впрочем и человек, рожденный после 1990 года, может задаться вопросом: " А что собственно общего между киномехаником и сапожником?". Но тот, кто имел счастье еженедельных семейных походов в кинотеатр, прекрасно знает, что киномеханик и сапожник - один и тот же человек. По крайней мере именно так считали все зрители киносеанса, которые в случае проблем во время показа фильма, дружно начинали свистеть и кричать "У-у-у! Сапожник!". Конечно, дело было не в том, что киномеханика никто никогда живым не видел - он всегда скрывался где-то там во  тьме, и от него исходил ослепительный свет, а потому можно было строить какие угодно предположения. Одно из них и заключалось в построении такого очевидного умозаключения: что вот есть такая профессия - сапожник, а сапожник советских времен не имел ни должного оборудования, ни материалов для качественного исполнения своих служебных обязанностей, иной раз и с зеленым змием дружил, потому закрепил за собой дурную славу. И вот теперь если кто-то оборвал фильм на самом интересном месте, то естественно это - сапожник, который на пол-ставки еще и кино показывает! Точнее не показывает...

Но на самом-то деле киномеханик - это не какой-то там сапожник. Если сапожником можно стать просто по зову души, то киномехаником - закончив соответствующее заведение, или курсы. Я закончил соответствующие курсы. Два года, три раза в неделю, по два часа, в свое личное, свободное от школы время изучал детали и механизмы всех существующих на тот момент кинопроекторов отечественного и соцлагерного производства. Закончилось все это сдачей экзаменов. А экзамены сдавались не дяде Васе и тете Зине, а краевой комиссии, прибывшей специально для этого из Красноярска (дело было в г. Норильск), так как кино в Советском Союзе было делом чрезвычайной важности и пропаганды социалистических ценностей. Так что знания проверялись тщательно, практика испытывалась в действущем кинотеатре на ничего не ведающих зрителях, а вот возраст киномеханического кандидата большой роли не играл - профессию киномеханика 3 категории я приобрел в 14 лет, и теоретически мог уже подрабатывать по 4 часа в день. Закон такое позволял. А по окончании школы передо мной раскрывались невероятные перспективы карьерного роста в высшем учебном заведении. Я уже видел себя видеоинженером, но карьера была зарублена на корню строгим родительским контролем. Обучение предполагалось в Красноярске, что за тысычи киллометров. Совершенно бесконтрольных киллометров! Потому я остался недоучкой, но тем не менее вполне могу описать некоторые спецэффекты наблюдаемые в зрительном зале при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, а также популярно их объяснить.

Спецэффект №1. На экране расплывается и пузырится какое-то темно-коричневое месиво, отползая постепенно к краям. Экран сияет белизной, потом свет внезапно тухнет, и зал погружается во тьму. Возможно включение аварийного приглушенного освещения. Продолжение сеанса происходит приблизительно через 5-7 минут. К сожалению найти фото достоверно расплавившейся кинопленки мне не удалось, потому здесь представлены скриншоты с видео, которое только иммитирует этот досадный киномеханический казус. Не совсем то, но плюс-минус где-то так...  



Секрет спецэффекта №1
Даже самый динозавро-мамонтовый кинопроектор, даже самый любительский, не говоря уже о профессиональных, которые трудились в советских кинотеатрах, представляет собой очень сложное устройство, в котором можно условно выделить несколько подсистем. Две из них - оптическая и лентопротяжная, и являются "виновниками торжества" в данном случае.

Лентопротяжный механизм состоит из подающей бобины, принимающей бобины, и множества (порядка 20) зубчатый и гладких барабанов и скачкового механизма. Зубчатые барабаны - главные "транспортировщики" пленки. Пленка с обоих краев имеет перфорации (отверстия), в которые входят зубья вращаяющихся барабанов, и таким образом протягивают пленку. Гладкие барабаны либо выполняют "направляющую" функцию, либо если они подпружинены - сглаживают рывки при движении пленки, придавая ему плавность. Глядя на работающий кинопроектор, может сложится впечатление, что пленка движется непрерывно и безостановочно, но это только впечатление. Если бы дело обстояло именно так, то на экране зритель видел бы выдающуюся мазню. Этого не происходит потому что частью лентопротяжного механизма является фильмовый канал, в котором движение пленки проходит на плоской пластине с окошком под один кадр, и проходит оно так, что пленка на долю секунды ОсТАНАВЛИВАЕТСЯ в этом окошке, просвечивается лампой и изображение КАЖДОГО КАДРА ПО ОЧЕРЕДИ переностится на экран. За одну секунду в этом окошке успевает "просветиться" 24 кадра. Именно при смене картинок с такой частотой у человека возникает ощущение ДВИЖЕНИЯ, несмотря на то, что на самом деле он видит перед собой серию статичных изображений.



Кинопленка шириной 35 мм
Условная схема оптико - лентопротяжного механизма
Реальная схема лентопротяжного механизма кинопроектора 23 КПК
Кинопроектор 23 КПК как он есть


Так вот вся эта зубчато-транспортирующая система должна работать СИНХРОННО, то есть в едином темпе. Если же "стопорнется" одна из составляющих частей, то произойдет остановка в движении пленки. "Замерший" кадр, которому непосчастливилоть оказаться в окошке для переноса на экран, первым принимает световой удар на себя. Разрушительное действие начнет оптическая система, которая до сего момента вела себя вполне покладисто.

Надо напомнить, что ранее кинотеатры - это были довольно приличных размеров постройки с внушительными зрительными залами, и чтобы обеспечить "долет" изображения с пленки до большого экрана, требовался мощный источник света, который мог обеспечить достаточной мощности световой поток. Таким источником света в проекторе является ксеноновая лампа. Как, возможно, ясно из названия колба лампы внутри заполнена газом под названием ксенон, который и сияет ярче солнечного дня. Это сияние такое сиятельное, что для отвода образующегося тепла, кинопроектор подключен к системе вытяжной вентиляции!!!



Ксеноновое солнце


И вот напротив этого "солнца" пролетают кадрики пленки, лишь слегка нагреваясь. Но каждый человек, которому в детстве пришлось быть ребенком, знает, что если взять яркий солнечный день и направить его в увеличительное стекло, а сфокусированный световой поток - скажем в ладошку, то можно прожечь ее насквозь). Абсолютно тоже самое происходит и с многострадальным тормозным кадром, и даже с его ближайшими соседями, потому что мало того что лампа сама по себе сила-сильная, так за ней еще находится отражатель, а перед ней - фокусирующие линзы. Короче кинопроектор - это гиперболоид инженера Гарина, но используемый в мирных целях, а американская система "Звездных войн" основывалась на списанных кинопроекторах, установленных на суперсовременные спутники!  


Длительность воплей из зрительного зала в дальнейшем напрямую зависело от сообразительности и реакции киномеханика. Во-первых, ему нужно было быстренько вырезать поврежденный участок и склеить пленку. Во-вторых, разобраться в причине "стопорения" и принять решение: толи поломку можно тут же устранить, или переходить на резервный проектор. Да, в кинобудке находилось обычно целых ТРИ кинопроектора. На двух из них и велся показ (почему их должно было быть именно два, будет рассказано в далбнейшем), и третий был резервным, на чрезвычайный случай, когда один из рабочих напрочь отказывался выполнять свои служебные обязанности.

Все эти действия нужно производить максимально быстро - народ-то волнуется. Потому на такие процедуры как склейка пленки и зарядка пленки в кинопроектор существовали временные нормативы. И скажем при сдаче экзаменов на профессию киномеханика, нужно не просто склеить пленку, а склеить ее за строго определенное время, измеряемое секундами. Такой же секундный интервал давался и на зарядку фильма в кинопроектор.

Склейка выполняется на специальном монтажном столе. То есть для склейки, пленку вместе с бобинами нужно быстренько вытащить из проектора и установить на монтажный стол, и под пресс ее!

Восстановив целостность, киномеханик заряжал пленку обратно в проектор, и кино, кино, кино...



Примерный монтажный стол. Примерный, то есть образцовый!
Пресс для обрезки и склейки пленки. Запечатлен процесс ампутации гильотиной нескольких неблагонадежных кадров
Склейка "стык в стык" и сверху скотч. Раньше стык проклеивался специальным составом. Сейчас, возможно, обходятся только скотчем


Спецэффект №2.
Это когда конец фильма случается не в конце фильма. Напоследок на экране мелькают какие-то точечки и даже крестики, после чего - белый экран и тьма-тьмушая.

Секрет спецэффекта №2. Специалистический киномеханик способен так показать фильм, что зритель ничего не заметит. А заметить есть что. Во-первых, полуторочасовой фильм занимает порядка 3-х киллометров пленки, и потому все эти три киллометра разбиваются на 6 - 7 бобин (катушек), которые показываются по очереди. Для этого в процессе показа учавствуют одновременно ДВА кинопроектора. На первый заряжается первая часть, на второй соответственно - вторая, и запускается на демонстрацию первый проектор. Длительность одной части состовляет где-то 15 минут. В конце каждой части на последние кадры на заводе-производителе наносятся особые метки - черные точки в левом верхнем углу. Сначала мелькает одна черная точка, и секунд через пять - вторая. Так вот в момент появления второй точки, киномеханик должен бдить и запустить второй проектор на воспроизведение. Когда запускается второй проектор, перед объективом первого падает отсекающая заслонка, и таким образом происходит незаметный для зрителя переход ко второй части фильма. Так, чередуясь друг за другом на двух проекторах и показывается весь фильм в составе, например, 6 катушек. После показа все катушки киномеханик на монтажном столе перематывает на начало, и складывает в соответствии с нумерацией в коробки.

Так проходит идеальный показ. Но случается иногда непредвиденный случай, когда киномеханик запустив одну из частей фильма, пошел в буфет кофе пописать, да там и разговорился со знакомым, которого сто лет не видел. Соответственно через 15 минут он в свою будку не явился, а катушка взяла, да и закончилась. Поэтому зрители увидели то, о чем догадыватся не должны были: и то что фильм состоит из нескольких частей; и то, что какая-то часть уже закончилась, и в конце нее мелькнули какие-то специальные значки. А дальше - белый экран, и "Сапожник!!!". "Сапожник" прибегает, запускает на воспроизведение заряженный проектор, и проблема решена. То есть виновником данного спецэффекта является только человеческий фактор, и скорость решения проблемы зависит только от скорости явления фактора на рабочее место.  



3 штуки по 23 КПК


Хитрые киномеханики, движимые ленью и в целях бездельничания полный рабочий день, модернизировали кинопректор 23 КПК советских времен для использования одной большой бобины и непрерывного показа на одном проекторе. Перед показом фильма все части склеиваются в одну и наматываются на одну большую катушку. Соответственно для сдачи фильма фирме-прокатчику, процедура проделывается в обратном порядке. Вариант такой модернизации на фото.  


Кинопроектор 23 КПК модернизированный
Кинопроектор 23 КПК модернизированный №2
Современный цифровой проектор. Не работал, не знаю. Но вполне понятно что он представляет собой профессиональный аналог бытового цифрового пректора, подключаемого к компьютеру, с мощной оптической системой и системой усилителей многоканального звука. То есть, по большому счету поменялся только носитель изображения (вместо пленки - жесткий диск), способ представления изображения (вместо аналогового - цифровой) , но сам принцип показа, хотя и усовершенствованный, но остался прежний. Естественно надежность такого проектора намного выше из-за практически полного отсутствия механики, которая являлась самым слабым местом прежних проекторов. Да и пленка требует особого ухода, и подвержена износу, чего не скажешь о "цифре"


Спецэффект №3.
Это такой же самый конец фильма не в конце фильма, как и в спецэффекте №2, только безо всяких последущих крестиков и ноликов. А все потому, что причина этого спецэффекта иная, нежели во втором случае. Здесь происходит разрыв пленки, причем разрыв ДО фильмового канала. Таким образом механизм транспортировки пленки работает, но транспортировать ему нечего. В таком случае киномеханик просто выключает проектор, склеивает пленку, как уже описывалось выше, и продолжает показ. Но тут важно указать ПРИЧИНУ разрыва пленки...

Секрет спецэффекта №3. Вариантов может быть несколько. Во-первых, пленка со временем пересыхает, теряет свою пластичность, приобретая, наоборот, хрупкость. А движение по всем этим барабанам - ни что иное как страшное над ней насилие, которого хрупкость не выдерживает, и рвется. Борьба с этим явлением отработана и является обязательной по должностной инструкции киномеханика. После определенного количества циклов показа, фильм целиком, со всеми его частями, укладывается в специальные коробочки со специальным раствором, и определенное время там выдерживается. То есть таким образом пленка увлажняется, и частично восстанавливает утерянные свойства пластичности.

Во-вторых, что очень маловероятно для опытного киномеханика, пленка может быть не правильно заряжена в кинопроектор. Мало того что она движется по всяким барабанам туда-сюда, так в определенных местах еще делаются петли из пленки на определенное количество кадров. Эти петли являются компенсирующими от вероятных рывков. То есть пленка движется не в "натяжку", а немного "расслаблено". И если не соблюсти нужный размер петли, то возможен рывок пленки с дальнейшим разрывом.

Это любительский, или по другому говоря, домашний кинопроектор "Русь". Устройство его намного проще профессионального, но тут тоже есть свои "петли", и их тут хорошо видно


Спецэффект №4.
Этот эффект сегодня легко и модно иммитировать в видеоредакторах, чтобы придать видимость древней старины для вашего видео. Выглядит это как полосочки, пятнышки и царапинки на всем протяжении фильма, и в принципе, эффект затертой пленки ничем не отичается от эффекта старой затертой фотографии. А раньше такое совершенно незачем было иммитировать, такое получалось совершенно естественным путем износа пленки от нещадной эксплуатации. Все старые фильмы были просто таки переполнены этим спецэффектом, просто потому что не осталось ни одной неиспользуемой копии, нетронутого образца. И тут за дело берется современная реставрация, дающяя замечательный результат, вплоть до раскрашивания черно-белых фильмов, у чего впрочем есть немало противников. Они говорят, что теряется дух того времени. Ну, типа тогда все вокруг, включая людей, было черно-белое в крапинку.

Секрет спецэффекта №4. Пленка трется об барабаны при движении. Пленка трется сама об себя при наматывании на катушку. Пленку тянут за перфорации зубья зубчатых барабанов. И так каждый день, по нескольку сеансов на день. Какой человек выдержит такую пытку? Вот и пленка не выдерживает. Потому-то любая фильмокопия расчина на определенное количество показов, после чего списывается за непригодностью. Но совсем не факт, что данная затертая пленка, не является жертвой небрежного обращения неаккуратных киномехаников, встретившихся ей на  жизненном пути. И не факт, что она не является списанной уже два раза подряд, но кто-то решил, что она еше "Ого-го!", и не дает уйти на заслуженный покой.

Кстати говоря, еще немного об иммитации. Почему-то народ этим увлекающийся главным признаком старой пленки считает вертикальные полосы на протяжении всего видео. На самом деле вероятность образования таких деффектов в реальности очень мала. Для этого нужно на какой-то из барабанов приклеить крупинки чего-то, и тогда они процарапают такие борозды. Реальные деффекты будут скорее проявляться в виде пятнышек, коротких полосок, потертостей, мутноватости, возникающих беспорядочно. Короче, при иммитации не стоит сильно усердствовать, думая, что чем больше, тем правдоподобнее.

Иммитация старой пленки средствами программы Photoshop
Будто бы как настоящий старый кадр...


Продолжение следует, и в нем будет о звуковом кино и немом кино, о разных типах любительских кинопроекторов, и наконец фотографии моего личного раритета под названием "Луч 2" 1968 года выпуска.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню