Вразвалочку. Первая серия - neznaykanalune

Перейти к контенту

Главное меню:

Вразвалочку. Первая серия

Корешки > Ногоход > 2018
20 августа 2018 года
До чего дошел прогресс

Бесполезная красота


Что можно сказать, глядя на такое здание?



Что оно вроде бы как старинное, но недавно отрестраврированное. Но с таким же успехом, если отвлечься от месторасположения, либо не знать его вообще, можно предположить и "богатый" новострой, прикидывающийся стариной - это оченно модно. Если это не музей, то внутрь скорее всего не попадешь. Если это - реликт, то можно будет прочесть скупую историческую справку, написанную на скучном казенном языке. Также возможно появление на стене позолоченной таблички, такой же скучной как и историческая справка: "Построен тем-то и тогда-то. С такого-то по такой - жил такой-то, а с такого-то по другой - тот-то". Короче - заснуть, не встать.

То ли дело такая картина:

      


Кто тут скажет про новострой?... Разве что дело происходит на территории киностудии имени Голливуда, и все декорации выполнены из монтажной пены, а частично надуты из резины.
На фасаде, без прикрасной штукатурки проявлены срезы всех архитектурных веяний и всей молодежной дури всех пережитых эпох. Посторонним разрешен как вход, так и выход! Со всех сторон и во всех направлениях! Главное - избегать падающих неметеоритных обломков и неопознанных на голову элементов, которых подобные места притягивают, правда не желанием окунуться в историю живую, а страстью уколоться и забыться, обкуриться и не встать.

А погугляв в интернете, можно будет прочесть не только тягомотину из учебника истории, но и пространные комментарии тех, кто тут жил, жив и будет жить. Узнать их мнение по поводу того кто виноват и что делать...

Короче информативность каждого квадратного метра развалины гораздо выше вылизанного туристического объекта, правда следствие по развалинам нужно проводить самостоятельно, а туристов гид окучивает. Теоретически, гид оперирует 100% проверенной информацией, но на самом деле кто эти проценты подсчитывал? Потому можно смело собрать все слухи и домыслы из окружающего пространства и выдать за "дело было так"...



Карантины спусок в балки


Все высоты всех географических карт соотносятся с уровнем моря, который - ноль. К нему можно снизойти, а можно просто спуститься, и в Одессе для этой цели предназначены улицы особого рода - спуски. Обычно вся их "особость" заключается только в наклонности разной градусности. Но Деволановский спуск помимо перепада высот в 25 метров, имеет на своем небольшом протяжении в 750 метров, три моста, парочку рухнувших и горевших зданий, тройку домов довольно аварийного вида, огтрафитченные стены, и славу андерграундного района. И все это в трехстах метрах от мечты туриста - улицы Дерибасовской, ну, или в семистах - от не менее мечтовой Потемнкинской лестницы. И с названием спуску не везло - то так назавут, то эдак
. Левашевским спуском был (с 1880 г.), спуском Вакуленчука был ( с 1927 г.), опять Левашевским ( с 1941 г.), опять Вакуленчука (с 1948 г.). И так измывалось над несчастной дорогой революционное политугодничество, пока в 1995 году не назвало Деволановским.

Параллельно проходит улица Польская, которая по совместительству является Польским спуском. Ближе к морю имеется Карантинный спуск, который практически имеет горно-серпантинный вид. Короче, спуск на спуске. А все оттого, что данный кусочек местности является балкой, то есть впадной между возвышенностями (это, кстати нелегко увидеть на спутниковой карте из-за застройки, но легко отследить, наблюдая изменение высоты над уровнем моря в этом районе), которая имеет название Карантинной. Думаю сюда сгоняли детей всего города во время эпидемий на карантин, оттого и название.


Фотоувеличительно

Новиков мост


Вроде бы как через спуск, именуемый сейчас Деволановским, было перекинуто аж семь мостов, но до нашей эры выжило только три, и Новиков мост, как не обидно это звучит для одого из старейших мостов Одессы - самый непримечательный из них. Во-первых - мал в плечах, во-вторых - внешность имеет заурядную, да и вообще больше похож на тонель, как будто балку просто засыпали землей, а потом в породе проход в форме арки прорыли.

Тем не менее - это один из первых каменных мостов в Одессе. До этого как-то обходились деревянными. Илья Новиков - купец (солидный бизнесмен по-нашему) из Брянска, в 1806 году основал в Одессе мануфактуру по производству канатов. А уже в 1824 году он же стал инициатором и подрядчиком строительства моста. В первую очередь он как и любой олигарх, конечно, радел о своем производстве - мост открывал прямую дорогу к успеху его производства (которе располагалось недалеко), но и простых горожан теперь сказочно повезло. За деловую хватку в обеспечении Одессы и всего Черноморского флота пенькой и канатами, в 1833 году купец 1-й гильдии был избран Одесским головой, и три года правил долго и счастливо
Славная тройка: Новиков мост, в нем - горизонтальный пролет от моста Коцебу, за ним - вертикально вытянутая арка Строгановского моста
Узреть перспективу трех в одном стремились еще далекие предки
Возможно машины времени и нет, а мост времени - есть
Неухоженность - главный признак любого памятника архитектуры, охраняемого государством...
Тот же памятник торчит слева над мостом , но еще в 80-х 20-го. Отмостку, представленную на фото упертой стеной, сегодня заменили гаражи...
Тот же ракурс из сегодня
А в гаражах, ксати находятся не только гаражи, а иногда и творческие мастерские, украшенные портретами
Как мост, так и подводящие пешепроводы носят следы недавнего ремонта. Перила отделаны нахлобучками, и хотя штукатурка уже посыпалась, но благодаря им вид еще ого-го-го
Шифероподобная высокохудожественность, или опалубка несъемная. Такие технические подробности получены на сайте строительной компании Одессы "Монтаж 29", выполнявшей реконструкцию моста в 2010 году
Если сегодня кого-то смутят эти невинные татушки, то...
... стоит взглянуть на восьмилетней давности ЭТО...
Как видно в основе моста - все тот же ракушечник, из которого сложены большинство старых построек Одессы. Его добывали из-под Одессы ( в буквальном смысле),и вроде как считается, что протяженность тонелей-выработок под Одессой и вокруг нее - одна из самых больших в мире. Кое-где уверяется цифра в 3000 киллометров

Мост Коцебу

Через 200 метров по пути следования поджидает второе чудо спуска - мост Коцебу. Да, все это конечно важно - построен в 1891 году, металлический каркас изготовлен в Париже на заводе, где ранее были изготовлены элементы Эйфелевой башни, но гораздо важнее другое. Сам Сыроежкин именно на нем отбуцал свой заглохший мопед! Да и жил тут неподалеку - на уже упоминавшейся улице Канатной...

Что интересно, андроида, который копия Сыроежкина, звали Электроник. На этом видеофрагменте, за спиной Сыроежкина (дело происходит в 1979 году) - новый, на то время, корпус завода по выпуску электронных компонентов "Эпсилон". Загадочная цепочка выглядит так: Эпсилон - Электрон - Электроник. Думай, не думай - это не совпадение... Какие-то внутренние органы Электроника явно собраны на основе транзисторов и микросхем, произведенных на заводе
До чего дошел прогресс
Мы - маленькие дети
Строится новый корпус завода "Эпсилон". 70-е годы
Сегодня - это высоко-сиятельный бизнес-центр, так как в 90-е годы выяснилось, что радиоэлектронника - это пережитки прошлого. Снимок сделан из окна развалин старого заводского корпуса, которому лет - памяти нет, но этим развалинам будет посвящена отдельная глава
Уже на подступах к мосту, понимаешь, что попал в мир, где царят магия и волшебство...
Нет, это еще не магия...
... это - первый герб Одессы от 1798 года (Фото - не мое. И оно еще дореставрационное - левый нижний угол герба отбит. Фото выше - мое. Оно послереставрационное. Левый нижний угол - прибит). Тут тебе и двухглавый орел , как символ Российской империи. И черыре короны на две его головы. И мальтийский восьмиугольный крест по центру. И Григорий Победоносец на скаку убивает змея. Ну, и самое понятное из всего набора - якорь. Порт как-никак.
Великая Социалистическая революция 1917 года смела герб напрочь и до 1967 года Одесса прозябала вообще безсимвольно, пока...
... в 1967 году, в честь 50 летия все той же революции герб вернули, но место Российско-имперских признаков появились революционные, а точнее - броненосец "Потемкин"
Независимая Украина в 1992 году избавилась от броненосца, но принятый тогда вариант прожил недолго, и в 1999 году появился современный герб. Но, как мне кажется, и звезде сиять тоже недолго осталось...
Тут этих гербов, кстати, ну просто завались. Люк, возможно и не канализационный, тоже гордо снабжен
Нет, и это еще не волшебство. Хотя и присутствует некоторая загадочность, заключающаяся в дате. Во всех встреченных источниках датой окончания строительства моста значится 1892 год. Мост же свидетельствует о другом.
О территории волшебства или даже колдовства возвещает косточка, висящая под датой...
... которая вовсе и не косточка, а тщательно подготовленное к ритуалу молодое деревце, подвешенное вверх тормашками, что явно не спроста, а носит какой-то скрытый смысл. Но скрыт он только от того, кто не читал энциклопедию "Мифы народов мира". Конечно в ней нет раздела под названием "Вверхтормашковое дерево в Одессе", но есть "Древо мировое", которое в перевернутом виде означает, что корни-основа нашего мира находятся где-то там глубоко вверху, откуда все и выросло. И под таким символом можно сесть и помедитировать на глупокомысленные темы.

Второй вариант объяснения появления данной инсталяции не требует привлечения древних знаний. Согласно ему, какой-то полудурок прицепил ветку на веревочке, чтобы рано или поздно она хряпнулась кому-то на башку
Устроено тут все очень заклепанно
Каждая уважающаяя себя трущеба оборудуется достойным для посещения входом
Завитушные финтифлюшки. Видно, что на вертикально ориентированных узорах справа не хватает зубчиков (веточек, листиков?). Учитывая, что реконструкция моста завершилась год назад, в 2017 году, и включала в себя восстановление и ограждений в том числе, то на лицо деятельность шаловливых вандалов. Недобросовестность реконструкторов можно скорее всего исключить, хотя...
... если внимательно присмотреться, по свеже-отремонтированной стене ползут змейки свеже-закрепленных проводов, и ползут они к свеже-установленным фонарным столбам...
... а на более ранних фотографиях января 2018 года, проводов нет. Вывод: про прокладку силовой линии для подключения фонарей, при ремонте забыли. Вывод второй: про прокладку линии не забыли, но впоследствии что-то пошло не так, и делать так как надо пришлось срочно и, довольно "дубово". Любой из этих выводов - не в пользу реконструкторов ( фото с сайта odessit.ua)
Берегись, автомобиль!

К сожалению, ограничение по времени не позволили сделать пару сотен фотографий объекта, из которых можно было бы выбрать впоследствии пару десятков хороших. Потому воспользуюсь услугами профессионального фотографа Вячеслава Тенякова, который распишет все во всей красе - https://odessitua.com/news/62948-most-kocebu-yarkoe-pyatno-nad-gorkoy-kanavoy-fotoreportazh.html. Правда совершу при этом святотатство - обрежу часть фотографии на котором находится логотип интернет-издания Odessitua.com, где и были опубликованы фотографии. Делаю это не для плагиаторства, а просто терпеть не могу логотипов на фотографиях. И вообще в данном материале кое-где будут встречаться не мои фотографиии не моего фотоаппарата. Опять же таки, где смогу - укажу автора. Если не найду такой информации, или забуду это сделать, то не в обиду авторам будет сказано - как-то переживут нанесенное оскорбление. Никакой личной выгоды - только рассказ об примечательности.
Кстати, к своим фотографиям я отношусь совершенно наплевательски - любую из них кто угодно, когда угодно может взять, и делать с ней все, что угодно.   

А ржавчина уже появилась...

Как оказалось,  со словарной точки зрения, разница между понятиями "Реставрация" и "Реконструкция" не такая уж и большая. По моим же представлениям, грань между этими двумя словами гораздо толще, чем это определяют словари. Реставрация - это человек с кисточкой и маленьким шпательком. Реконструкция - это человек на бульдозере. Когда архитектурные памятники находятся под реальной охраной государства - то переодически они нуждаются в разной степени реставрациях, хотя, конечно, когда-то дойдет дело и до более масштабных действий. Если же вся забота государства о памятнике заключается в табличке о заботе государства, то помочь сможет только полная реконструкция.

Все великолепие на фото свыше - результат такой полной реконструкции, где от того, "первоначального" сооружения остались только арочные элементы. В некоторых материалах по теме некоторые граждане высказывали возмущение фактом уничтожения оригинального моста Коцебу путем создания его современной копии. Возмущение вполне законное, только направлено оно должно бы не реконструкторам, а городским властям, которым много лет было не до таких мелочей - заводы и параходы срочно искали новых хозяев.

Поможет ли тут человек с кисточкой? 2013 год
А человек со шпательком? 2011 год
Памятник архитектуры от 1985 года. 2013 год
Похоже на то, что некогда вся площадь "подмостовья" по каркасу была забетонирована и армирована. Поверх этого слоя была уложена кирпичная кладка. На момент фотосъемки армирование и бетон практически отсутствуют, и вся кладка висит сама на себе. 2013 год

Реконструкция началась в июне 2016 года, и в том же году должна была окончится, но на деле, вместо полугода заняла полтора года. Судя по публикациям в интернет-изданиях, были даже предположения о том, что окончание работ вообще не предусмотрено генеральным планом. Но в 2017, поправ все подозрения и презрев трудности "Ростдорстрой", с доблестью окончил. И не что-нибудь, а реабилитацию!

Интересно, что на официальном сайте компании "Ростдорстрой" имеется список объектов по годам, над которыми работала компания. Последний год в списке - 2016. Ремонт моста Коцебу начат именно в 2016, а закончен в 2017. Похоже на ремонте этого моста компания надорвалась, так как в списке нет ни 2017 года, ни моста

В статьях, посвященных ремонту моста говорятся страшные вещи!

"Основываясь на заключении экспертов института Патона, подрядной организацией было выполнено лазерное сканирование для дальнейшей реставрации или реставрационного воссоздания чугунных элементов ограждения и освещения моста. С помощью компьютерных моделей выполняется отливка утраченных элементов… Вновь воссозданные детали чугунного литья идентичны аутентичным элементам, выполненным в свое время по моделям ручной работы вплоть до неполной симметричности, вызванной человеческим фактором"

То есть теперь, после ремонта, совершенно невозможно сказать какие элементы родом из Парижа с человеческим фактором, а какие - клоны, идентичные аутентичным.

На этом фото видны вещи не страшные, но странные. Я предполагал ранее, что кирпичный слой является средним в "пироге", и использован как своего рода забутовка между двумя слоями бетона. На историческом срезе выясняется, что кирпичный слой - нижний слой. Он таким был изначально, и так хитро все и было задумано
Но настоящий заговор против истории - здесь. Выясняется, что в ходе "разбирательства", от того самого , "оригинального" моста, остались только арочные элементы, которые являлись не только украшением, но и выполняли несущую функцию. Так вот в силу плохого состояния металлических конструкций, арки разгрузили, оставив им только почетную роль украшательства и создания видимости, что все осталось как прежде, только еще лучше
Чтобы провернуть данную фальсификацию с обеих сторон моста...
... были созданы новые железобетонные опоры...
... на которые "оперли" прямые металлические балки, которые и стали новыми несущими конструкциями. На фото они - в глубине и серого цвета. На фото - их четыре
Осталось только скрыть следы преступной деятельности против прошлого, и результат - смотри ранее
Для завершения Коцебу-истории привожу пару исторических фотографий. Первая примечательна сразу двумя вещами. Во-первых, возле левого дальнего спуска присутствует какой-то арочный вход в куда-то, непонятно куда, которого сегодня нет. Во-вторых, мост назван мостом Новикова, что является ошибкой. Такого рода "ошибочные" открытки очень ценятся у коллекционеров
Примечательность этой фотографии состоит из трех частей. Часть первая: по улице проложены рельсы, а следовательно тут ходили трамваи. Часть вторая: здание, что виднеется справа под мостом - приблизительный ровестник моста, и о нем, а точнее его развалинах будет рассказ в следущей, продолжательной серии. Часть третья: на дальнем плане - Строгановский мост. И это тот, настоящий Строгановский мост, а не тот, который тоже появится в следующей серии, и который является современным новоделом

Краткое содержание последущей серии - развалины старого корпуса завода "Эпсилон" ; ново-Строгановский мост; тот самый Одесский дворик, который все ищут, но не могут найти.  А его хозяйка - уже в этой серии:





 
Назад к содержимому | Назад к главному меню